Мониториг

Как идут продажи? Насколько качественно персонал выполняет свою работу и прислушивается к советам руководства? Что нового у конкурентов? Для получения ответов на эти и многие другие вопросы используется мониторинг – систематическое наблюдение за состоянием рынка с целью его всесторонней оценки, исследования конкурентов и отслеживания трендов. Эффективное ведение бизнеса невозможно без проведения качественного мониторинга.    

Основная задача мониторинга – это получение из доступного объема информации данных, без которых нельзя обойтись в моменты принятия маркетинговых решений. Мониторинг позволяет проверить достоверность информации и представить ее в самом удобном виде. Для маркетингового мониторинга разработаны специальные методы отбора информации, ее оценки, а также фильтрации.

Основные задачи, которые решаются при помощи мониторинга

  • отслеживание ситуации на рынке товаров и услуг;
  • анализ тенденций развития рынка;
  • определение объема рынка, производства и спроса;
  • отслеживание и анализ всех действий основных игроков на рынке;
  • выявление целевой аудитории продаваемой вами продукции;
  • отслеживание маркетинговой активности партнеров и конкурентов;
  • сбор статистических данных.

Качественный мониторинг позволяет найти новых потребителей и надежных партнеров для развития бизнеса, а также полноценно изучить динамику тех рыночных процессов, которые имеют непосредственное влияние на деятельность вашей компании.

В процессе мониторинга используются разные каналы для получения информации

«фирма» - данный вид информации получают при общении с другими предпринимателями, а также их персоналом. Используя этот канал можно получить от 30% до 40% полезной информации;

«текст» - информация в печатном и графическом виде, находящаяся в свободном доступе. При использовании этого канала можно получить от 30% до 40% полезной информации. Печатные источники предоставляют возможность узнать многое о состоянии рынка и предложениях конкурентов, однако, степень достоверности полученных данных будет минимальной.

«беседа»  - сбор информации производится во время семинаров и конференций, выставок и ярмарок, обучения и демонстраций. При использовании этого канала есть возможность получить 5% - 6% полезной информации.

Кто такой Тайный Покупатель

Тайный Покупатель – это человек, который приходит в магазины, аптеки, банки, страховые компании, рестораны и прочие сервисные организации под видом покупателя или клиента. Секретный Покупатель общается с обслуживающим персоналом, тщательно выбирает услугу или товар, наблюдая за всем происходящим, и в итоге приобретает или не приобретает продукцию, в зависимости от того, насколько ему понравилось обслуживание.

Что входит в задачи Тайного Покупателя

  • оценка качества обслуживания потребителей;
  • оценка работы персонала и его честности;
  • проверка выполнения стандартов мерчандайзинга;
  • оценка качества продуктов и услуг.

Что должен сделать Тайный Покупатель

После посещения магазина, банка, фитнес-клуба или любого другого интересующего заказчика заведения и выполнения своей основной задачи - скрупулезного, абсолютно беспристрастного и максимально объективного наблюдения за качеством обслуживания, он составляет подробный отчет о проделанной работе, заполняя специальный бланк, в котором отвечает на вопросы, интересующие заказчика.

Тайного Покупателя заранее просят уделять особенное внимание деталям в обслуживании, не упускать из вида даже самые мельчайшие подробности. Он должен отследить все, начиная от внешнего вида и качества общения продавцов (если это магазин), до того, как расставлен товар на полках. Кроме письменного отчета, Тайный Покупатель может предоставить заказчику аудиофайл: в некоторых случаях (по желанию заказчика) используется диктофон, что гарантирует получение максимально достоверной информации.

Услуги Тайного Покупателя актуальны как при проверке качества обслуживания в своей компании, так и при анализе качества обслуживания у конкурентов.

Получение информации от Тайного Покупателя необходимо для

  • оценки и улучшения качества обслуживания;
  • укрепления дисциплины;
  • обучения обслуживающего персонала;
  • поощрения лучших сотрудников компании;
  • изменения статуса сервисного предприятия (в лучшую или худшую сторону в зависимости от результатов проверки).

Инвентаризация – это пересчет всех видов товаров, представленных в магазине с последующей сверкой фактических и имеющихся учетных данных по наличию продукции.  Полную инвентаризацию достаточно проводить один раз в 6 месяцев. Но  для того, чтобы ситуация не выходила из под контроля, желательно регулярно осуществлять выборочную проверку продукции.

С чего начинается инвентаризация в крупных торговых сетях

  • изучается товарная схема магазина;
  • при необходимости зарисовывается или подробно расписывается расположение товара на полках;

В зависимости от размеров магазина инвентаризация может занимать от одного дня (маленький магазин) до одного месяца (торговые комплексы среднего размера). В тех случаях, а их подавляющее большинство, когда на проведение инвентаризации требуется несколько дней и более, в созданной товарной схеме магазина прописывается дата переучёта.

Перед тем, как приглашать специалистов для проведения инвентаризации, необходимо подготовить товар к этой процедуре: все виды продукции должны быть упорядочены на торговых полках. Эти меры необходимы для того, чтобы в процессе инвентаризации ни одна марка, представленная в магазине, не была упущена из внимания.

Для анализа ситуации полученные данные заносятся в специальную программу, которая производит автоматический подсчет и позволяет выявить все несоответствия. Излишки и недостачи, полученные в процессе инвентаризации,  заносится в документ под названием «Сличительная ведомость».

После завершения инвентаризации проводится тщательный анализ «Сличительной ведомости» и составляются приходные и расходные документы. При выявлении данных об отсутствующих в магазине товарах, происходит их списание.  Если же выявляются какие-либо излишки, сведения о них сразу же вносятся в учетные данные.

За недостачи крупного размера отвечают материально ответственные работники предприятия, мелкие же списываются на возможные погрешности, возникшие во время проведения учета, а также на воровство.

Итоговым документом после проведения проверки является «Акт инвентаризации». Его подписывают (прямо в магазине) лица, проводившие инвентаризацию, а генеральный директор предприятия утверждает полученный документ.